Прадедушкой этого «цифрового недотроги» был скромный темный ящик, названный камерой-обскурой. С латинского языка «camera» - комната, а «obscurа» – тёмная, итак, все вместе - "тёмная комната".
Камера-обскура - это самое простое оптическое устройство, с помощью которого можно получить изображение объекта. Ее делали в виде светонепроницаемого ящика с маленьким отверстием (0,5-5 мм) в одной из стенок и экраном на противоположной стенке (первоначально из тонкой тонкой белой бумаги, а позднее из матового стекла). Лучи света, проходя сквозь отверстие, создавали перевёрнутое изображение на экране.
Уже в 5 веке до н.э. один из китайских философов записал в своем труде о возникновении изображения на стене затемненной комнаты.
Упоминал о таком интересном наблюдении и Аристотель, живший около 350 г. до н.э. Древнегреческий философ отмечал, что свет, проникающий в темную комнату через небольшое отверстие в ставне, образует на противоположной стене изображение предметов, находящихся на улице перед окном, а ведь именно это свойство темной комнаты и является принципом работы камеры-обскуры.
Итак, уже со о времен античности был известен способ построения изображения при помощи малого отверстия. В 10 веке арабский ученый Алгазен из Басры пользовался специальными палатками для наблюдений за затмениями солнца. Зная, как вредно смотреть на солнце невооруженным глазом, он делал маленькое отверстие в пологе палатки и рассматривал изображения солнца на противоположной стенке. Именно изучая эти явления, он сделал вывод о прямолинейности распространения света.
А вот первым предложил конструкцию и "фирменное" название "камера-обскура" для нового оптического прибора известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи. Именно Леонардо да Винчи первым применил эту камеру для зарисовок пейзажей.
Вот как писал Леонардо да Винчи в 1470 году о принципе работы своего изобретения: "Когда изображения освещенных предметов попадают через малое круглое отверстие внутрь очень темной комнаты, то, поместив на некотором расстоянии от отверстия лист белой бумаги, вы обнаружите на ней все предметы в их соответствующих размерах и цветах; они будут уменьшенных размеров и обращенными по причине вышеуказанного пересечения лучей. Изображение предмета, освещенного солнцем, будет казаться как бы нарисованным на бумаге, если взять тонкую бумагу и изображение рассматривать сзади".
Параллельно с Леонардо да Винчи к аналогичному изобретению пришел и великий математик Тосканелли.
В 1544 году 24 января голландский физик и математик Рейнер Гемм Фризиус наблюдал солнечное затмение при помощи камеры-обскуры. Благодаря Фризиусу появилось первое изображение камеры-обскуры в научных трудах.
Это была затемненная комната с отверстием в стене. Изображения предметов, находящихся вне комнаты, проецировались через отверстие на противоположную стену. Люди, находившиеся в комнате, могли наблюдать эти изображения и срисовывать их на бумагу.
Как всегда это бывает, новое устройство захватило умы всех ученых того времени. В разных странах камеры -обскуры испытывались, дополнялись нововведениями, усовершенствовались. Порой это происходило одновременно в разных странах. Теперь трудно с точностью сказать, кто первым предложил поставить линзы и увеличить четкость изображения.
Венецианец Д. Барбаро впервые дал описание камеры-обскуры с плосковыпуклой линзой, позволяющей увеличить действующее отверстие для проникающих в камеру лучей и усилить яркость оптического изображения, получаемого с его помощью. Итальянский математик и физик Джироламо Кардано (1501–1576) установил в нее линзу, а изображение с помощью зеркала проецировал на матовую стеклянную пластину.
Усовершенствованная и работающая камера-обскура была изготовлена и итальянцем Баттистой дел-ла Порта. А усовершенствованием была линза, вставленная в отверстие. Вот как Баттиста описывал в 1589 году свою камеру-обскуру: «Теперь сообщу Вам то, о чем доселе молчал и думал, что должен молчать. Если поместить у отверстия чечевицеобразное стекло, то все изображение будет отчетливее; увидишь и лица проходящих людей, платья, цвета, движение, все как будто было вблизи. Зрелище так приятно, что видевшие не могли вдоволь насмотреться».
Камеру - обскуру использовали художники эпохи Возрождния для обучения законам перспективы.
В средневековье, знакомые с наукой люди делали в стенах своих домов отверстия, чтобы, не выходя из дома, наблюдать на противоположной стене, как на экране, происходящее на улице.
10 июля 1600 года великий астроном и физик Иоганн Кеплер сделал для наблюдения солнечного затмения большую камеру-обскуру.
А в 1620 году Иоганн Кеплер поставил в поле камеру –обскуру в виде темной палатки , в прорезь палатки вставил линзу и наблюдал изображения, появлявшееся на белой бумаге на противоположной стенке.
Кеплер создал оптическую систему для камеры-обскуры, состоящую из вогнутой и выпуклой линз, что позволило увеличить угол поля зрения камеры.
В 1644 году была сооружена большая камера-обскура монахом-иезуитом из Кима Атанасиусом Кирхером. Это было передвижное помещение, которое легко переносилось с места на место. Человек забирался в эт комнату через люк. На гравюре он очерчивает, с обратной стороны, изображение на прозрачной бумаге, которая висит напротив одной из линз. Кирхер в своей книге "Великое искусство света и теней" описал, как с помощью камеры-обскуры можно проецировать изображение с прозрачной пластинки на стену или экран.
В 1659 году голландский ученый Христиан Гюйгенс добавил к аппарату фокусирующие линзы для увеличения четкости изображения.
В 17 веке была создана первая компактная камера-обскура. Ее легко можно было переносить и поворачивать.
Иоганн Цан в 1685 году создал рефлексную камеру-обскуру. У этой камеры зеркало помещалось внутри под углом 45 градусов к линзе и изображение отражалось в верхней части ящика, где находилось матовое стекло, покрытое калькой для обводки получаемого изображения,
Усовершенствования, которые претерпела камера-обскура:
в передней стенке появилось двояковыпуклое стекло (объектив), в заднюю стенку вставлялась рамка с матовым стеклом, для удобства зарисовки внутри ящика стали помещать наклонное зеркало, которое отражало изображение на прозрачную крышку аппарата.
К 17 веку камеры-обскуры поделились на маленькие переносные и большие в виде комнаты,
а также были распространены камеры-обскуры в виде закрытых кресел и тентов.
Так выглядела, например, камера - обскура в 1769 году: светонепроницаемый ящик с зеркалом.
А это - усовершенствованная камера-обскура, применявшаяся Дж. Б. Портой в 1734 г. : зеркало, наклоненное под углом 45° к горизонту и собирающая линза, проецирующая на бумагу для рисунка изображение внешнего предмета.
Камеру – обскуру можно было приспособить и для копирования рисунков. Если вместо светонепроницаемой верхней стенки камеры вставить матовое стекло, то можно скопировать рисунок, полученный с помощью камеры.
В 17-18 веках особенно широко стала использоваться камера-обскура среди проффессиональных художников.
Многие художники использовали камеру—обскуру для создания пейзажей и портретов. Она не обеспечивала высокой резкости изображения, хотя все-таки резкость изображения могла быть повышена путем уменьшения диаметра отверстия. Камеры обскуры тех времён представляли собой большие ящики с системой зеркал для отклонения света, а вместо простого отверстия использовался объектив, что позволяло увеличить яркость и резкость изображения.
Голландец Ян Вермеер с помощью камеры-обскуры достиг в городских пейзажах почти фотографической объективности. При помощи камеры работал художник Каналетто, изображая Венецию. Именно он считается создателем жанра венецианской ведуты, когда при создании картин с целью повышения точности изображаемого художник использовал камеру-обскуру. Многие появившиеся в те времена картины и гравюры с изображением панорам городов и улиц были до мельчайших деталей абсолютно точны, что было явным признаком работы с применением камеры-обскуры.
В середине 18 века в России была распространена камера-обскура под названием «махина для снимания перспектив», сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были почти документально запечатлены виды Петербурга и окресностей. Известный «ландкартный гравер и в перспективе мастер» М. Махаев к 50-летию Петербурга очень быстро выполнил два десятка «першпектов» столицы, а затем и виды других городов.
Для развлечения публики строились камеры- обскуры величиной с комнату.
Сверху делали маленькое отверстие. Проецировали на отверстие изображение природы или предметов с помощью зеркала и получали внутри затемненной камеры - комнаты на горизонтальной поверхности, например стола, изображения внешних объектов.
В 18 веке одна придворная дама записала впечатления от своей прогулки с камерой-обскурой:
" Я приказала своему арапу принести камеру-обскуру и поставить ее напротив коллонады на другой стороне от озера, чтобы можно было срисовать этот прекрасный вид. Озеро было широко, и я находилась на очень выгодном для перспективы расстоянии. Камера-обскура была очень удобна и велика, в нее можно было войти до пояса и хорошо упереться руками. Я стала работать. В это время на другой стороне озера шла графиня Бранницкая. Она заметила мой прибор, но не могла понять, что это такое, и остановилась. Рассматривая этот четырехугольный предмет и зеленую занавес, падающую до земли, она спросила своего лакея, что, по ее мнению, это может быть такое. Глупый, но самоуверенный, тот отвечал: "Это госпожа Эстергази лечится электричеством ..."
Даже несмотря на всю привлекательность работы художника с камерой-обскурой, этот процесс был очень трудоемким. Не одну сотню лет ученые пытались «остановить мгновение» и каким-то образом зафиксировать изображения, полученные камерой-обскурой. Лишь развитие химии позволило создать устойчивое во времени изображение. Первые неисчезающие изображения с помощью камеры-обскуры были получены Жозефом Нисефором Ньепсом в 1826 году.
Первый в мире гелиографический снимок Ньепса, сделанный с натуры в 1826 году, это вид из окна его мастерской.
11 лет спустя Луи Дагер усовершенствовал процесс фиксации изображения с камеры-обскуры при помощи металлических пластинок. Так выглядела раздвижная камера-обскура Луи Дагера.
К 1839 году окончательно сложился метод получения изображений в камере-обскуре, названный дагеротипией: посеребрённую металлическую пластинку подвергали в темноте воздействию паров йода и помещали в камеру-обскуру для длительного экспонирования на ярком свету, затем пластинку проявляли в парах ртути до образования амальгамы и готовый дагеротип закрепляли. Изображение на дагеротипе получалось зеркальным. В историю мировой науки и искусства 1839 год вошёл, как год изобретения фотографии. После изобретения светочувствительных материалов камеры- обскуры стали фотоаппаратами.
Почти 250 лет представления с камерой-обскурой занимали публику. Ажиотаж был необыкновенный.
И даже в начале 20 века, когда уже вовсю крутили немое кино, залы, где давали представления с камерой-обскурой, были переполнены.
Во многих странах мира строились аттракционы с камерой- обскура.
Изображения камер-обскур и павильонов с ними можно увидеть на старинных открытках и на рисунках и гравюрах в книгах.
Выпускались камеры-обскуры и в качестве игрушек для детей.
В наше время камеры-обскуры выставлены в музеях, проводятся демонстрации старинных оптических приборов, строятся новые павильоны на потеху публики. Так появилась и огромная камера-обскура в штате Миннесота США.
Источник: по страницам Интернет
|